Объявляем Международный дистанционный конкурс детских и юношеских творческих работ «Иллюстрации к сказкам», который организован нами совместно с МБУ ДО Дюртюлинской (Башкортостан) детской художественной школой.
Здесь можно ознакомиться с Положением конкурса и с содержанием сказок, предложенных к иллюстрированию.
https://dhsh-durtuli.bash.muzkult.ru/news/90907156
ПОЛОЖЕНИЕ
Международного дистанционного конкурса детских и юношеских творческих работ
«Иллюстрации к сказкам»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Открытый дистанционный конкурс детского творчества «Иллюстрации к сказкам» (далее – Конкурс) приурочен ко Всемирному дню сказок — 7 июня. Конкурс проводится МБУ ДО Дюртюлинской детской художественной школой и РОО «Интернациональная академия современной культуры» г. Москва при поддержке Муниципального казенного учреждения Управление культуры муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Московской областной организации Союза писателей России, Национального Конгресса татар Росии, Башкирской республиканской общественной организации «Центр благотворительных и культурных программ «Хазина»».
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
- 2.1. Цель Конкурса: развитие и поддержка детско-юношеского художественного творчества, популяризация сказочного жанра литературы.
2.2. Задачи конкурса:
- Приобщение детей к чтению и к художественному и изобразительному творчеству;
- Развитие познавательного интереса, мыслительной активности детей и юношества;
- Выявление и поддержка талантливых детей и молодёжи, одаренных в области изобразительного искусства;
- Повышение уровня значимости изобразительного искусства в воспитательном процессе детей и молодёжи;
- Стимулирование детей и молодёжи к развитию и творческому росту;
- Развитие потенциала творчески одаренных детей и молодежи, повышение культурного уровня подрастающего поколения.
- УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
3.1. К участию в Конкурсе приглашаются все желающие в возрасте от 5 до 18 лет. Участие в Конкурсе бесплатное.
3.2. Конкурс проводится по пяти возрастным группам:
- 1 группа с 5 до 6 лет;
- 2 группа с 7 до 9 лет;
- 3 группа с 10 до 12 лет;
- 4 группа с 13 до 14 лет;
- НОМИНАЦИИ КОНКУРСА
Конкурс проводится в трёх номинациях:
— Живопись
— Графика
— Декоративно-прикладное творчество
Конкурсные работы должны быть иллюстрациями к заданным Конкурсом сказкам. Тексты заданных Конкурсом сказок смотрите в Приложении 1.
На Конкурс отправляются изображения работ в формате pdf, jpg, png.
Для участия в Конкурсе вместе с изображением необходимо прислать заявку в форме по образцу (см. Прил. 2) на адрес электронной почты: dkhsh@inbox.ru
- ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Конкурс проходится в 3 этапа:
5.1. Первый этап – с 01 января 2023 г. по 30 марта 2023 г. Приём изображений работ. Заочный отборочный тур.
5.2. Второй этап – с 30 марта 2023 г. по 30 мая 2023 г. Работа жюри конкурса, определение победителей, призёров.
5.3. Третий этап – с 01 апреля по 06.07.2023 г. Публичная презентация конкурсных работ победителей в СМИ на сайте МБУ ДО Дюртюлинская ДХШ (dhsh-durtuli.bash.muzkult.ru). Награждение финалистов. Рассылка всем участникам Конкурса на указанную в Заявке электронную почту сертификатов участника.
В случае крайней необходимости организаторы Конкурса вправе внести изменения в сроки проведения этапов Конкурса.
- ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНЫМ РАБОТАМ
6.1. На Конкурс принимаются изображения творческих работ в одном из форматов: pdf, jpg, png, созданные в качестве иллюстраций к заданным сказкам;
6.2. Работы могут быть выполнены в любой графической, живописной или декоративно-прикладной технике.
6.3. Оценка конкурсных работ проводится по 10-балльной системе по основным критериям:
- соответствие тематике Конкурса;
- эстетичность;
- оригинальность идеи (творческий подход);
- Наивысший бал оценки – 30 баллов.
6.4. Каждая конкурсная работа подаётся с Заявкой, заполненной по требованию Конкурса (см. Прил. 2).
6.5. От одного участника принимается по одной работе одной номинации. При желании участники Конкурса могут принять участие в двух номинациях.
С вопросами по Конкурсу можно обращаться кКоординатору конкурса Рахимовой Нурие Рауфовне, тел. +7 9279498229 (WhatsApp).
- ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРСА
7.1 Высланные на участие в Конкурсе заявки означают согласие совершеннолетнего участника и согласие взрослого наставника участника несовершеннолетнего возраста на обработку персональных данных участника (автора работы), публикацию информации о нём, изображений его произведения (произведений при участии в двух номинациях) и его фотографии (при необходимости).
Приложение 2 к Положению
Международного дистанционного конкурса
детских и юношеских творческих работ
«Иллюстрации к сказкам»
ЗАЯВКА
на Международный дистанционный конкурс
детских и юношеских творческих работ
«Иллюстрации к сказкам»
— ФИО автора работы:
— название работы (если есть):
— название иллюстрируемой сказки:
— возраст автора работы:
— ФИО руководителя (при наличии):
— ФИО руководителя и название образовательного учреждения (при наличии):
— место проживания автора работы:
— данные для обратной связи: адрес электронной почты, номер телефона.
Приложение 1 к Положению
Международного дистанционного конкурса
детских и юношеских творческих работ
«Иллюстрации к сказкам»
Башкирские сказки
Сарбай
Были когда-то дряхлые старик со старухой. За всю долгую жизнь детей у них не было. Была у них одна лишь собака, по кличке Сарбай. Сарбай был красивый пёс, и старики очень любили его. Но вот у старика со старухой родился ребёнок.
После этого жизнь Сарбая стала уже другой: хозяева не обращали на него внимания, редко кормили, и он стал худеть.
Однажды побежал Сарбай в лес и встретил там своего старого знакомого, волка.
— Друг Сарбай! Что с тобой? — удивился волк. — Что ты такой печальный?
— Раньше единственной радостью хозяев был я, — ответил Сарбай и пригорюнился. — А теперь родился у них ребенок, и я уже не в почёте. Тяжело мне стало жить.
— Не горюй, Сарбай, — сказал волк. — Как только наступит лето и хозяева твои пойдут жать хлеб, я утащу у них ребёнка. Тогда они опять станут любить тебя, как раньше.
Задумался Сарбай, но стал ждать наступления лета.
Вот оно и пришло. Стало жарко. Когда поспели хлеба, началась жатва, старик со старухой взяли с собой в поле ребёнка и стали жать хлеб. Ребёнок спал в арбе, а Сарбай лежал возле.
Вдруг подкрался к арбе волк и унёс ребёнка. Ребёнок жалобно заплакал, и Сарбаю стало жалко его, и он с неистовым лаем бросился в погоню за волком.
Старик со старухой работали далеко, но услышали лай Сарбая, подбежали к арбе и увидели, что ребёнка нет.
С горя начали они громко плакать. А тем временем Сарбай догнал волка и отнял у него ребёнка.
Сарбай принёс ребёнка старикам. Они очень обрадовались. В награду за спасение ребёнка стали они кормить Сарбая лучше прежнего, и зажил он припеваючи.
Лиса-плотник
Один медведь, когда он стал очень старым и не мог уже охотиться на коров и быков, не мог лазить по высоким деревьям, чтобы красть оттуда мёд у пчел, развёл кур и стал кормиться ими. Но куры плохо разводились у него: не было у медведя курятника, и кур уносили хищные птицы. Чтобы избавиться от такой беды, медведь решил построить курятник.
Прослышала об этом лиса и пришла к медведю.
— Я ведь хорошо плотничаю и могу построить тебе курятник, какой ты хочешь,— сказала лиса.
Обрадовался медведь лисе-плотнику и поручил ей построить курятник. Лиса начала работу и скоро выстроила хороший курятник. Медведь осмотрел курятник и остался им доволен: стены крепкие, высокие, есть кормушки, поставлены насесты и даже устроены гнёзда для кладки яиц.
За хорошую работу медведь щедро наградил лису, и та ушла. Но у медведя опять каждый день пропадали куры, хоть и хорош был курятник.
Тогда медведь нанял волка, чтобы тот сторожил кур. В первую же ночь волк поймал у курятника ту самую лису, которая построила курятник. Видно, она-то и таскала кур. Она устроила в курятнике тайную, незаметную лазейку, забиралась через неё в курятник и уносила кур.
— Какая ты неблагодарная! — сказал медведь лисе. — За это ты будешь наказана.
Приказал он волку привязать лису к большому дереву, а сам вырвал с корнем большую березу и одним ударом оглушил лису. Так состоялся суд медведя над лисой-плотником.
Марийские сказки
Девочка и Вувер-кува
Однажды три сестры пошли в лес за земляникой. Во время сбора земляники они заблудились.
Шли-шли они и вышли к одному дому. А там жила ведьма Вувер-кува.
Девочки вошли в дом и от усталости заснули.
Пришла Вувер-кува. Поймала она девочек и заперла в чулане.
«Теперь я их съем»,- подумала она. Вувер-кува зубами попробовала пальцы у девочек: жирные или нет, проверила. Нет, девочки еще негодятся для съедения.
Стала она их усиленно кормить. Кормила их только орехами.
Спустя три дня она зубами попробовала пальцы у девочек. Попробовала пальцы старшей сестры — стали немного мягче, к средней сестры тоже помягчели. Вувер-кува попробовала пальцы у самой младшей — одни кости.
А самая младшая из сестёр была догадливой. Она вместо пальцев в рот ведьме Вувер-куве подсовывала кости. Вувер-кува и не догадывалась, в самом деле, считала её тощей, костлявой. Она кормила, кормила девочек, и двое, наконец-то, пополнели, набрали жиру.
Посадив старшую сестру на лопату, затолкала её в печь, изжарила её, а потом съела.
После стала усиленно кормить среднюю и младшую сестёр. Попробовала у средней сестры палец. «Ого, есть можно», — подумала она и увела есть. Посадила на лопату и втолкнула в печь.
Теперь осталась только самая младшая сестра. Младшая продолжала подсовывать в рот ведьме кости, хотя сама окрепла и пополнела, набрала жиру.
Вувер-кува попробовала её пальцы. «Что это? Никак она не может набрать жиру?» — подумала она. Опять стала её кормить, пробует её пальцы, а они такие же костлявые. Пока она ждала, когда девочка растолстеет, совсем уж проголодалась.
«Сколько ни корми тебя, а ты всё такая же, почему не можешь набрать жиру? — говорит Вувер-кува. — Нет больше терпения. Я съем тебя!»
Повела Вувер-кува младшую девочку в избу, приготовилась изжарить её в печи.
— Садись на лопату! — говорит девочке Вувер-кува.
Девочка так и сяк повертелась вокруг лопаты.
— Я не умею,- говорит девочка. — Бабушка, а как на лопату сесть? Покажи сама, как нужно садиться!
— Вот так садись! — сказала ведьма и сама села на лопату. Как только Вувер-кува села на лопату, девочка схватила лопату и втолкнула ведьму в печь. Там она изжарилась и умерла.
Девочка вышла из дому и ушла. Тут скоро она вышла на дорогу, ведущую домой. И недалеко отсюда оказался их дом.
Так самая младшая из трёх сестёр спаслась от ведьмы Вувер-кувы. Она была самой маленькой, да догадливой. Сказка — прочь, а я — тут.
Заячий домик
Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже со столом и лавками.
Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер.
Заяц в гостях веселится, а в это время в его домик забрался сверчок.
— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! — пропел сверчок свою песенку. — Хороший домик! -Улёгся на лавку и заснул.
Вернулся заяц домой и тоже лёг на лавку.
Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и задел ненароком сверчка.
— Чрик-чрик! — пискнул сверчок. Испугался заяц — и прыг из дома. Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему медведь.
— О чём плачешь, заяц? — спрашивает медведь.
— Забрался в мой домик какой-то зверь, — отвечает заяц. — Где я теперь зимой жить буду?
— Не горюй, кум заяц, я тебе помогу, — говорит медведь.
Пришли медведь и заяц к домику. Заревел медведь что есть силы.
Услышал сверчок медвежий рёв и спрашивает:
— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! Кто там? Медведь послушал-послушал и убежал в лес: кто его знает, что за зверь сидит в домике?.. Остался заяц один.
Скачет он по дороге и плачет-заливается. Идёт навстречу зайцу лиса.
— Заинька, дружок, куда бежишь? О чём плачешь-горюешь?
— Эх, кумушка, нет у меня теперь своего домика! Забрался в него какой-то зверь и не выходит, -пожаловался заяц.
— Я помогу тебе, — говорит лиса. — Я тебя в беде не оставлю.
Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:
-Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром — когтями исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:
— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр!
Лиса послушала-послушала: кто его знает, что за зверь, — и в лес убежала.
Заяц туда-сюда по сторонам посмотрел и снова заплакал. Скачет по дороге, а навстречу ему петух.
— Зайка, братишка, о чём плачешь? — спрашивает петух.
— Эх, дружище петух, — отвечает заяц, — беда у меня! Зима скоро, а в моём домике какой-то зверь засел и меня в дом не пускает. Медведь хотел выгнать и лиса хотела, да не смогли…
— Не горюй, друг заяц, я тебе помогу, -говорит петух.
Пошли они к заячьему домику.
Петух обошёл вокруг домика, осмотрел его со всех сторон и запел:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Сверчок из домика не выходит. Прыгнул петух на порог и опять поёт:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Сверчок со своей лавки отвечает:
— Чр-чрик, чр-чрик!
Петух вскочил на лавку, клюнул-и нет сверчка. Заяц обрадовался, скачет-приплясывает. А петух по всем углам посмотрел, захлопал крыльями и запел:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Другой-то никакой песни у него не было. А заяц подумал: «Вот как разошёлся петух! С моим обидчиком расправился, теперь и мне несдобровать».
Выскочил заяц из домика — и в лес.
С тех пор зайцы домов не строят, а живут просто под кустом.
Сказка — туда, я — сюда.
Сказка — подальше, а я -поближе.
Мордовские сказки
Лиса и медведь
Мордовская сказка
Конец формы
Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:
— Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём.
— А ты меня не обманешь?
— Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?.. — обиделась лиса. — Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится.
-Ладно, — согласился медведь.
Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал — семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову — теперь сама не рада.
Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит:
— Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки?
Ботва у репы была сочная, густая. «Возьму-ка я вершки, — надумал медведь. — В корешках много ли проку!..» Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает, да ещё смеются над ним: «Эх ты, детинушка-простак!»
Рассердился медведь. «Ладно, — думает, — в другой раз я не оплошаю».
Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит:
— Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при делёжке меня не обманешь — знаю, как надо выбирать.
Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала:
— Соху тянуть — это что! Попробовал бы ты за сохой ходить…
Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай.
— Что себе возьмёшь, Мишенька, — спрашивает лиса, — вершки или корешки?
— Корешки! — сказал медведь.
— Как хочешь, соседушко, как хочешь, — умильным голосом пропела лиса. — Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остаётся.
Лиса намолотила зерна, а медведь выкопал корешки. Вот повезли на базар продавать. У лисы зерно быстро купили, над медведем ещё пуще смеются, пальцами на него показывают, обидными словами обзывают. Разозлился медведь.
— Ну, — говорит, — соседка, это тебе даром не пройдёт! Садись около меня и давай с тобой реветь. Кто кого переревёт, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на этот раз мой верх будет.
Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко разинул, а глаза закрыл. Ревёт — ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за кусток юрк — и поминай как звали. Когда медведь замолк, открыл глаза — а лисы давно и след простыл.
Чучело в перьях
Мордовская сказка
Конец формы
Умерла у купца жена, а перед смертью завещала:
— Если женишься, мои платья новой жене не отдавай, нашей дочери оставь.
Похоронил купец жену, взял в дом молодую. Стала мачеха в доме хозяйничать, делает всё, что хочет, только от сундука с платьями ключа у неё нет.
— Не буду я с тобой жить, — говорит она купцу. — Ты свою дочь больше меня любишь. Если она не отдаст мне ключ от сундука, уйду я от тебя.
— Ладно, — говорит купец. – Будет ключ твоим, только взамен купи дочери какое-нибудь хорошее платье.
Мачеха купила падчерице платье из перьев, надела на неё и принялась хохотать, пальцем показывать:
— Вот это чучело, — говорит, — не курица, не птица, а смех-девица! Ну, давай ключ от сундука.
— Закажете попу обедню по моей матушке – отдам ключ, — говорит девушка.
Пошли купец с мачехой заказывать обедню, а девушка открыла сундук, связала в узел платья матери, оставила на сундуке ключ и убежала в лес. Идёт день, два… Под кустиками ночует, лесной ягодой питается. А в том лесу охотился царский наследник с боярами и слугами. Видят, в кустах диковинная птица прячется, никто такой ещё не встречал. Решили её поймать живьём. Кинулись в кусты — оказалось это не птица, а девица.
Посмотрел на неё наследник и засмеялся. Бояре засмеялись и слуги.
— Кто ты? — спрашивает наследник.
— Я чучело в перьях, — говорит девушка.
Говорящее чучело в перьях, — разеселился царевич и повёз её во дворец чтобы гостей потешить.
Однажды наследник собрался идти на посиделки, невесту себе выбирать. А купцова дочка сняла платье из перьев, умылась, причесалась и, надев платье матери из узелка, пошла на посиделки. Много там было красивых девушек, а она оказалась лучше всех. Подходит к ней наследник и спрашивает:
— Никогда тебя не видел. Ты откуда, красавица?
— Оттуда, где над людьми насмехаются, — ответила девушка и убежала.
Вернулся во дворец наследник, рассказывает отцу-матери, какую красивую девушку повстречал — краше её нигде не видел. Только кто она и откуда — не успел узнать: убежала.
— Завтра обязательно узнаю, — говорит наследник.
А купцова дочка давно уж вернулась, переоделась в платье из птичьих перьев и слушает, как они разговаривают.
На следующий вечер на посиделках снова встретил царевич купцову дочь. На этот раз она была одета в другое материнское платье, и показалась ему ещё краше. Но и на этот раз девушка ускользнула, не сумел царевич познакомиться с ней. По возвращению домой он стал рассказывать родителям:
— Встретил я снова ту девушку, все кругом только ею и любовалися, только о ней и говорили, да только снова убежала она от меня. Я обязательно должен найти её, другой жены мне не надо.
В третий раз царевич пришёл на посиделки с одной надеждой – встретить загадочную девушку, которая дважды сбежала от него. Тут явилась купцова дочка в самом лучшем своём платье, что мать ей оставила. Наследник к ней кинулся. Не знает, куда посадить, чем угостить. Боясь, что и в третий раз девушка убежит от него, он крепко схватил её за руку и говорит:
— Люба ты мне. Хочу на тебе жениться, пойдём во дворец, отцу-матери тебя представлю как невесту свою, пусть они благословят.
Привёз наследник девушку во дворец, поклонились молодые царю и царице.
— Кто ты? — царь спрашивает. – Какого роду-племени? Как тебя зовут?
— Я чучело в перьях, — отвечает купцова дочка. – Та, над кем больше всего ваш сын надсмехается. А зовут меня Маруся. И рассказала девушка, как она в лесу оказалась.
Пригляделся наследник к красавице и видит, верно, это его потешное чучело в перьях. Стыдно ему стало перед девушкой.
— Что хочешь у меня проси, — говорит, — только будь моей женой.
Вскоре и свадьбу сыграли. И я там был. Хотел поесть пирогов с кашей, да говорят — не ваши. Хотел похлебать щей, да выгнали взашей.
Русские сказки
Дружки петушки
Русская сказка
На одном птичьем дворе жили два дружка петушка. Были эти петушки красивы, сильны, голосисты. Один петушок был с красным гребешком, красной бородкой, и имел он оперенье красно-жёлтого цвета. Второй петушок был с жёлтым гребешком, с жёлтой бородкой, его оперенье было жёлто-зелёным. Были эти петушки любимы всеми курочками, но одна беда – они часто ссорились, задирали друг друга и постоянно выясняли, кто из них лучше. И вот однажды, когда они в очередной раз устроили во дворе перепалку, подбежала к забору лиса и, заглядывая в щёлку, стала раззадоривать петушков.
— Ты, петушок с жёлтым гребешком, не можешь стоять на одной ноге! – дразнила лиса одного дружка.
— Могу! – возмущался петушок и становился на одну ногу.
— Ой, какой ты сильный! – хвалила лиса петушка с жёлтым гребешком, — а ты, наверное, не умеешь! – обращалась она к петушку с красным гребешком.
Потом, когда выяснялось, что оба петушка умеют стоять на одной ноге, она заставила соревноваться их в беге. Выяснилось, ни один не уступал другому, бегали петушки замечательно. Тогда лиса придумала им новое состязание – перепрыгнуть через корытце с водой. И тут ни один петушок не оплошал, оба успешно перепрыгнули через корытце.
— Да, — говорит лиса, — вижу, вы оба сильны, но победит из вас тот, кто сумеет перелететь через этот забор.
— Я сумею! – вызвался петушок с красным гребешком.
— Я тоже могу перелететь! – заявил петушок с жёлтым гребешком.
— На словах-то и я умею, — сказала хитрая лиса. — А вы на деле покажите.
— Запросто! – заявил петушок с красным гребешком и, приготовившись лететь, замахал крыльями.
— Стой! — закричал ему второй петушок. — Куда ты собрался лететь? Прямо в лапы лисице?
— Стой! Не перелетай забор! — закричали взволнованно куры.
Но петушок с красным гребешком так хотел быть победителем, так хотел доказать, что он сильнее своего соперника, что не стал никого слушать, взлетел на своих сильных крыльях и перелетел высокий забор. Только он приземлился за забором, лисица тут как тут: цапнула она его и побежала с ним в лес. Второй петушок, не раздумывая, тут же перелетел забор и кинулся вслед за лисой выручать своего дружка петушка. Неизвестно, смог ли б он один отбить у лисы дружка, но к счастью на помощь ему подоспел дворовый пёс, услыхавший птичий переполох. Вместе петушок с жёлтым гребешком и пёс отбили у лисы птицу. С тех пор дружки петушки перестали хвастать своей удалью, стали жить в мире и согласии.
Заяц
Бедный мужик шел по чистому полю, увидал под кустом зайца, обрадовался и говорит:
— Вот когда заживу домком-то! Возьму этого зайца, убью плетью да продам за четыре алтына. На те деньги куплю свинушку. Она принесет мне двенадцать поросеночков. Поросятки вырастут, принесут еще по двенадцати. Я всех приколю, амбар мяса накоплю. Мясо продам, а на денежки дом заведу да сам женюсь. Жена-то родит мне двух сыновей: Ваську да Ваньку. Детки станут пашню пахать, а я буду под окном сидеть да порядки наводить: “Эй вы, ребятки, крикну, Васька да Ванька! Шибко людей на работе не подгоняйте, сами бедно не живали!” Да так-то громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал, а дом со всем богатством, с женой и детьми пропал.
Татарские сказки
Башмаки
Давным-давно жил на свете старик, и был у него сын. Жили они бедно, в маленьком старом домике. Вот пришло время старику умирать. Позвал он сына и говорит ему:
— Нечего мне тебе в наследство оставить, сынок, кроме своих башмаков. Куда бы ты ни пошел, всегда бери их с собой, они тебе пригодятся.
Умер отец, и остался джигит один. Было ему лет пятнадцать-шестнадцать.
Решил он пойти по белому свету счастья искать. Перед тем как уходить из дому, вспомнил он отцовские слова и положил в сумку башмаки, а сам пошел босиком.
Долго ли шел он, коротко ли, только устали у него ноги. «Постой-ка, — думает он, — а не надеть ли мне башмаки?» Надел башмаки, и усталость как рукой сняло. Башмаки сами идут по дороге, да еще и веселую музыку наигрывают. Идет Джигит, радуется, приплясывает и песенки поет.
Попался ему навстречу один человек. Позавидовал тот человек тому, как легко и весело джигит шагает. «Наверное, дело тут в башмаках, — думает. — Попрошу-ка я его продать мне эти башмаки».
Когда они оба остановились отдохнуть, тот человек и говорит:
— Продай мне эти башмаки, я тебе за них дам мешочек золота.
— Идет, — сказал джигит и продал ему башмаки.
Стоило тому человеку надеть башмаки, как вдруг ноги у него сами побежали. Он бы рад остановиться, да ноги не слушаются. С большим трудом ухватился он за какой-то куст, скорее скинул с ног башмаки и говорит себе: «Тут дело нечисто, башмаки-то заколдованные оказались. Надо скорее спасаться».
Бегом он вернулся к джигиту, который еще не успел уйти, и кричит:
— Забери свои башмаки, они у тебя заколдованные.
Швырнул ему башмаки и пустился наутек, только пятки
засверкали. А джигит кричит ему вслед:
— Постой, да ты забыл забрать свое золото!
Но тот от страха ничего не слышал. Надел джигит башмаки и с музыкой, с песнями, с шутками-прибаутками добрался до одного города. Зашел он в маленький домик, где жила одна старушка, и спрашивает:
— Как идут дела в вашем городе, бабушка?
— Плохо, — отвечает старушка. — У нашего хана сын умер. Пятнадцать лет прошло с тех пор, но весь город в глубоком трауре, нельзя ни смеяться, ни петь. Сам хан ни с кем не хочет разговаривать, и никто не может его развеселить.
— Это не дело, — говорит джигит, — надо хана развеселить, печаль его развеять. Пойду-ка я к нему.
— Попробуй, сынок, — говорит старушка, — только как бы тебя ханский визирь из города не прогнал.
Пошел наш джигит по улице к ханскому дворцу. Идет, приплясывает, песенки поет, башмаки веселую музыку наигрывают. Люди на него смотрят, удивляются: «Откуда такой весельчак взялся?»
Подходит он к царскому дворцу и видит: преградил ему дорогу визирь верхом на лошади, с мечом в руке.
А надо сказать, что визирь тот ждал, когда хан умрет от тоски и печали. Он хотел занять его место и жениться на его дочери.
Набросился визирь на джигита:
— Разве ты не знаешь, что наш город в трауре? Ты почему народ баламутишь, с песнями по городу разгуливаешь? — И прогнал его из города.
Сидит джигит на камне и думает: «Невелика беда, что меня визирь прогнал. Попробую-ка я опять к хану пойти, печаль-тоску его развеять».
Опять пошел он в город с музыкой, песнями, шутками-прибаутками. Опять увидел его визирь и прогнал. Опять присел джигит на камень и говорит себе: «Ведь меня не сам хан прогнал, а визирь. Надо мне самого хана увидеть».
В третий раз пошел он к хану. С музыкой, песнями, шутками-прибаутками подходит он к воротам ханского дворца. На этот раз ему повезло. Хан сидел на крылечке и, услышав шум, спросил у караульных, что творится за воротами.
— Ходит тут один,— отвечают ему, — песни поет, пляшет, шутки шутит, народ веселит. Пригласил хан его к себе во дворец. Потом велел собрать на площади всех горожан и говорит им:
— Нельзя так больше жить. Хватит нам печалиться и горевать.
Тут вышел вперед визирь и говорит:
— Этот мальчишка — плут и мошенник! Гнать его надо из города. Он вовсе не сам пляшет, и музыку тоже не он играет. Дело тут в башмаках, они у него волшебные.
Хан ему отвечает:
— Раз так, то надень башмаки и спляши нам что-нибудь.
Надел визирь башмаки и хотел сплясать, да не тут-то было. Только ногу поднимет, а другая как будто к земле прирастает, никак не оторвешь. Народ засмеял визиря, а хан с позором прогнал его. А джигита, который его развеселил, хан оставил у себя и выдал за него свою дочь. Когда же хан умер, то народ выбрал его своим правителем.
Три сестры
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
— Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
— Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
— Почистить два таза? — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
— Ой, — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
— Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, — сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.
Чувашские сказки
Как ловили Луну
В одной маленькой глухой деревушке жили старик со старухой. Как-то в день Пасхи, под вечер, старуха пошла набрать воды из колодца. Заглянула в колодец и увидела в нем Луну. Удивилась старуха тому, что Луна сошла с неба и в колодец упала, испугалась и побежала в избу старику рассказывать.
Старик взял кочергу и вместе со старухой вышел ловить Луну. Опустил он кочергу в колодец, дернул, а кочерга возьми да за сруб зацепись. Тянут-потянут вместе со старухой — никак вытащить не могут. Поднапряглись из последних сил, и тут деревянный черен оторвался от кочерги, кочерга упала в воду, а старик со старухой отлетели в разные стороны.
Подымаясь с земли, старик увидел на небе Луну и сказал с досадой и сожалением:
— Ах ты, шельма! Хотел на стенку повесить, чтобы в избе светила, так нет — улетела.
Мост Азамата
В очень давние времена жил спустившийся с гор Арамази Улып-богатырь. У него было много скота, и жил он в полном достатке и довольстве. Всякие беды и несчастия обходили его стороной.
Но однажды кто-то из богов, видно, разгневался, горы Арамази затряслись, загремел гром, засверкала молния, и полились нескончаемые потоки воды. Горные озера и реки вышли из берегов, и потоки воды устремились в долины и начали заливать луга, на которых Улып пас свои стада. Такого еще никогда не бывало, и Улып не знал, что делать, чтобы спасти свои стада. А луга с каждым днем затопляло все больше. Тогда Улып, при своей богатырской силе, начал перебрасывать своих коров, овец, лошадей на более высокие, незатопленные места.
Три дня и три ночи трудился Великан, но скота у него было так много, что до окончания дела было еще далеко.
По соседству с Улыпом жил кузнец-богатырь Азамат. Решил Азамат помочь своему соседу. За семь дней и ночей он сковал узорчатый, сверкающий семью цветами мост. Один конец моста упирался в горы Арамази, другой опускался на волжские луга.
Улып со своей женой перегнал свои стада по этому мосту на волжский берег. И как только все стада перешли через мост, он исчез, стал невидим.
Теперь этот семицветный мост можно видеть только в ясную погоду после дождя. Вот почему чуваши возникающую после Дождя радугу называют Мостом Азамата.