Рубрики
Мероприятия ИАСК

Творческий вечер российского, калмыцкого поэта и прозаика Валентины Кукаевны Боован Куукан

08.06.22 прошёл творческий вечер российского калмыцкого поэта и прозаика Валентины Кукаевны Боован Куукан. На свой вечер Валентина Кукаевна привела художественного руководителя шорского этно-фольклорного ансамбля «От Эне» — музыканта, певицу Кискорову Ирину Анатольевну, которая порадовала замечательными музыкальными номерами.

Валентина Кукаевна Боован Куукан, действительный член Интернациональной академии современной культуры, действительный член Международной общественной академии литературы, науки, искусств (ЛИНИя) «Русский слог»; член Интернационального союза писателей (ИСП), член Союза писателей Республики Крым(СПРК); член Евразийской Творческой Гильдии (ЕТГ).

Окончила педагогический факультет Калмыцкого государственного университета, Высшие литературные курсы (ВЛК) Литературного института им. А.М.Горького.

Публиковалась в журналах: «Российский колокол», «Москва поэтическая», «Часовые памяти», «Новые имена в литературе», «Журнал ПОэтов», «Метаморфозы» (Беларусь),

« SUN CITY» (Украина), «Доля», «Крым», «Байкал».

Поэтические произведения на русском языке с переводом на английский вошли в первый номер Американского альманаха русской литературы «Dovlatoff», 2021.

 Автор сборника стихов на русском и калмыцком языках «Взлёты и падения»(2010).

Стихи В.Боован Куукан переведены на английский, монгольский, непальский, башкирский языки.

 Лауреат конкурса им. Л.А. Загоскина «Вслед за путеводной звездой»(2016); призер фестиваля «Интеллигентный сезон», Крым-2019.

Лауреат национальной литературной премии «Золотое Перо Руси-2021» и др.

Шорский этно-фольклорный ансамбль «От Эне» (в переводе с шорского языка «Дух Матери Огня») создан в 2012 году.

С самого начала основной задачей ансамбля является изучение народной музыки шорцев, игра на шорских музыкальных инструментах и возрождение древнего пения «кай» (горловое пение).

За десять лет состав коллектива несколько раз менялся. Сейчас ансамбль состоит из трёх участниц. Помимо руководителя и солистки ансамбля Кискоровой Ирины Анатольевны в состав ансамбля входят Ольга Шелтрекова и Светлана Ачолова. Все они работают в Центре шорской культуры в Новокузнецке. Светлана Ачолова также руководит театром этнической моды «Элерган», а Ольга Шелтрекова — преподаватель шорского языка.

Характерной особенностью ансамбля является то, что каждая участница владеет несколькими инструментами.

Инструментарий ансамбля: қай-қомус (деревянный, двухструнный инструмент), тебир қомус (железный, язычковый инструмент), тӱӱр (бубен); и др.

В репертуаре ансамбля «От Эне» фольклорные произведения, а также авторская музыка, наигрыши и песни на тексты шорских поэтесс: Таяны Васильевны Тудегешевой и Любови Никитовны Арбачаковой.

Репертуар регулярно пополняется и обновляется, музыканты постоянно находятся в творческом поиске.

Играя на шорских народных музыкальных инструментах, участницы ансамбля дают возможность окунуться в культуру одного из древнейших народов, почувствовать красоту и своеобразие пришедшего из глубины веков таежного мелоса.

Голоса загадочных инструментов – оживают, сливаются воедино в игре музыкантов, завораживая слушателя.

Шо́рцы  — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком,Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах).

— До 1926 г. общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и др.) было тадар-кижи. Также шорцы были известны тем, что были прекрасными кузнецами и умели сами делать металл, за что их прозвали «кузнецкими людьми». Но сейчас этот народ мы называем шорцами. Сам этноним «шорцы» был предложен этнографом В.В. Радловым в 1861 году, как известно предки шорцев жили родами и самый большой род носил название «Шор», поэтому Радлов и назвал этот народ шорцами, и это название было закреплено властями во всех официальных документах, а в дальнейшем, уже в советское время, было признано всеми современными шорцами.

2. Быт шорцев.

— Поселения шорцев (улусы на севере и аилы на юге) были небольшими. Они состояли из нескольких низких четырехугольных срубных домов (юрт) с берестяной крышей. Временным жилищем служили: летом — одаг, коническая постройка из бревен, жердей или из молодых деревьев и веток, прислоненных к дереву, крытая берестой; зимой — агыс, каркасное жилище в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре. В настоящее время шорцы в деревнях живут в срубных домах, сохраняются охотничьи жилища.

— Предки шорцев занимались металлургией, кузнечеством, охотой, рыболовством, скотоводством, ручным земледелием, собирательством. Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь.

— Мировоззрение шорцев было экологическим, они верили и поклонялись духам тайги, воды, огня (суг ээзи, таг ээзи, от ээзи) и жили в гармонии с природой, охотились они не ради забавы, а для пропитания, товарообмена. Охота для них была особым ритуалом.

3. Охота.

— Охота на зверя в Горной Шории была одним из основных занятий с древнейших времен. Именно с охотой у шорцев связано большое количество поверий и примет.

— Например, перед уходом на промысел нельзя было сидеть в той стороне избы, где стояла печка. Выйдя из дома, охотники не возвращались назад, как бы необходимо это ни было. Не отвечали на вопрос «куда идете?». Встречая кого-нибудь, считали лучше повернуться спиной к встречному. Никому не разрешалось пересекать охотникам дорогу. Нельзя было играть, веселиться, ругаться из опасения, что охотник останется без добычи.

— При длительных переходах в дороге устраивали ночлеги. Соорудив свой стан, вечером охотники обращались к духам.

 Кормили огонь «От Эзи» кусочками мяса и пищи для удачной охоты, загадывали зверей, которых хотели получить. Огонь считался посредником между человеком и духами «хозяевами тайги».

Материал о шорцах предоставлен Кискоровой Ириной Анатольевной.

Добавить комментарий